Кто на сайте

Сейчас 7 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ночной Рим – первые впечатления

 

       "Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу, - но уже на всю жизнь... Рим не сразу дает прочесть себя... Но здесь можно ощутить его голос, мерный зов его руин... Рим загадочен и многолик, он как бы говорит с нами: " Вот это - я. Для меня язычник строил Пантеон и Форум. Средневековый мозаист украшал абсиды соборов. Я призвал на свою службу Возрождение; мне отдали свои силы Рафаэль, Микеланджело, фра Беато Анжелико, Полайоло. Я повелел Браманте возводить дворцы. Для меня воплощал Бернини свои затейливые идеи. Я создал все. Я Рим, я Сила, сосредоточение вселенной... Смотри на меня. Изумляйся." Н.В. Гоголь

 Италия... О, Италия! Как бы стремительно ни бежало время, Италия никогда не старится. Древность этой страны лишь передает неповторимый аромат ее юности. Очарование вечной молодости создается природой, морем, веселыми людьми...

Все дороги ведут в Рим. Разве?

«…Великая Клеопатра не спешила навстречу своему Цезарю. За ней в длинном караване шествовали сорок ослиц, дающие молоко для того, чтобы поддерживать молодость и красоту царицы Египта. Роскошно одетые рабы и украшенные драгоценными камнями лошади несли поклажу, набитую золотом, серебром, восточными пряностями. И Рим рукоплескал этому великолепию!»

«Все дороги ведут в Рим», – гласит древняя мудрость. И рано или поздно дороги путешественников по Европе приведут в Рим.Эта знаменитая поговорка имеет под собой фактическую основу. Рим был центром Империи, первые дороги соединяли Рим с другими крупными городами, и именно Рим строил эти самые дороги.

Изначально дороги строились в военных целях, но затем они стали играть значительную роль в экономическом развитии империи. Кто знает, может именно развитая сеть дорог упростила завоевание римских территорий варварами.

После падения Римской империи дорогами продолжали пользоваться, по меньшей мере, около тысячелетия, а в некоторых случаях и до сих пор, хотя теперь они уже покрыты асфальтом. И конечно автомобильными пробками – символом современных крупных городов! Ну и какая же Италия без Феррари!

Главная жемчужина Италии – это, несомненно, Рим.

 ...Мы прилетели в Рим на самолете. У меня не было сорока ослиц как у Клеопатры, но я чувствовала себя царицей, потому что я шла по следам великих и грозных императоров: Цезаря, Августа, Тиберия, Калигулы, Нерона.

 - А ведь Нерон поджег Рим! – я оглядываюсь по сторонам и вздыхаю с облегчением, поскольку не вижу никаких следов от действий чудака Нерона. Рим прекрасен! Ах, Нерон…. Но и в этом есть поэтика Рима - пожертвовать великим городом мира именно ради искусства.

 Мы прибыли в Рим вечером.

 Первое, что поражает в Риме, — обилие зелени. Город утопает в пальмах, тополях, кипарисах, пиниях, цветущих кустарниках с неизвестными названиями. Даже зимой, когда лиственные деревья «раздеваются», зелеными остаются средиземноморские сосны, пальмы, кипарисы.

 Второе впечатление от Рима – это стаи гоняющих по городу мотоциклов, мопедов, смартов и им подобных малолитражек. И, стыдно признаться, чисто прозаическое – нечего поесть, кроме пиццы, панини и всяческих мучных национальных изделий. А хотелось овощей и фруктов при вечном авитаминозе жителя средней полосы России.

           Когда мы, наконец-то, перекусили пиццей и чудным местным вином, пришло время обратить внимание на великолепнейшие архитектурные изыски современного Рима. А из окон апартаментов, где мы проживали, виден купол собора Святого Петра в Ватикане.

     Римская цивилизация, наряду с греческой, явилась колыбелью всей западной цивилизации. Но если греки достигли вершин в литературе, искусстве, философии и духовной сфере, то римляне, более практичные и рациональные, проявили себя на политическом поприще и в организации империи.

        В то время как греческие мастера старались воплотить идею гармонии и чистой красоты, на римской архитектуре лежит отпечаток величия, мощи и определенной практичности.

         Судьба и история распорядилась так, что после падения великой империи Рим сохранил свою роль учителя цивилизации, культурного и духовного центра мира, став столицей христианства и резиденцией преемника Апостола Петра. Строительство нового собора Св.Петра и Ватиканских дворцов с шедеврами Браманте, Рафаэля и Микеланджело являются грандиозным свидетельством этого расцвета.

            Именно вечером древний город оживает и приобретает современный вид с помощью горящих вывесок магазинов, уличных музыкантов и художников. Чтобы понять загадку этого древнего города, не хватит и жизни. Чтобы вечер не пропал даром, отправляемся на экскурсию по ночному Риму.

            К месту начала экскурсии едем на машине. Водитель-итальянец энергично что-то говорит, не принимая в расчет, что итальянский язык нам неведом. Но это его ничуть не смущает. Улыбчивый с блестящими черными глазами он так отчаянно жестикулирует, что мы начинаем опасаться за собственную безопасность.

 Ах, эти итальянцы! Поражает их доброжелательность и экспрессивность.

 Как поступит итальянец, если остановившись на светофоре, девушка из соседней машины спросит водителя, как доехать до нужного ей места?

 Вот наш, русский водитель, может проигнорировать или вовсе не открыть окно, а итальянец с улыбкой и жестами подробно начнет объяснять, как проехать, не обращая внимания на гудки других водителей, да и на собственных пассажиров тоже. В этом мы убедились лично.

Выходим у фонтана Треви. Это фонтан является самым крупным в Риме. Он возведен перед величественным палаццо Поли. Великолепный фасад дворца и пышный фонтан создают общую, потрясающую по красоте, картину. На фоне роскошного дворца фонтан выглядит еще грациознее.

 Замираем от восхищения, потрясенные его красотой и величием. Фонтан Треви это массивная композиция – 20 м шириной и 26м высотой – занявшая почти всю площадь, которая явно мала для такого великана.

 Этот роскошный барочный фонтан спроектировал знаменитый итальянский архитектор Николо Сальви на заказ для папы Климента ХII. Создание фонтана началось в 1732 году и закончилось в 1762 году. Фонтан Треви снабжается чистейшей водой из ключей, расположенных в 13 км от города. Вода для фонтана поступает по водопроводу Аква Верджине, действующему с 1 века до н. э.

 Фонтан Треви полностью посвящен морю. Мифический бог Океан (по некоторым мнениям Нептун), стоя на огромной колеснице в виде морской раковины, управляет водными каскадами. Находящаяся за его спиной центральная ниша дворца, создает впечатление, что бог Океан выехал через нее на своем роскошном транспорте, который тянут морские коньки и тритоны.

 Журчащие потоки воды изящно струятся по остальным фигурам и шумно срываются, обрушиваясь на камни, тем самым, создавая чарующий звук волн, бьющихся о морской берег. По бокам от бога Океана в нишах расположились аллегорические фигуры, а вверху – барельефы. На одном из барельефов – девушка указывает римским солдатам на источник, а именно, акведук, поставляющий воду для «его величества фонтана».

 Фонтан Треви считается тем знаменитым местом, в котором обязан побывать каждый посетитель «Вечного города». На площадь ежедневно стекаются мириады туристов, чтобы иметь возможность полюбоваться фонтаном Треви и бросить монеты в его бассейн. Существует поверье, что человек, бросивший в воду монетку, вернется в Рим еще раз. Во время еженедельной чистки бассейна со дна извлекается сумма в среднем достигающая 11 000 долларов. Собранная сумма передается благотворительной организации.

 Мы тоже бросаем монетки и идем на Пьяцца Навона. Эта площадь, особенно ярко выражающая дух города, считается одной из красивейших в мире. Площадь имеет форму вытянутого с юга на север овала. Ее овальная форма и большая протяженность объясняются тем, что она располагается на месте цирка Домициана. Этот стадион, построенный в конце 1 в. н.э., имел 276 метров в длину и 54 метр в ширину. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои.

 В V в. цирк Домициана превратился в руины, а в эпоху Возрождения в этом месте вновь закипела жизнь. В 1477 г. сюда перевели рынок, находившийся у Капитолийского холма, и он просуществовал здесь до 1869 г., когда его переместили на Кампо-деи-Фьори.

 Начиная с XVI в. в этом районе стали селиться кардиналы, послы, богатые люди, банкиры. На площади, как бы в продолжение прерванной традиции, вновь стали проводить состязания в силе и ловкости, устраивать кукольные представления, турниры, карнавалы. Площадь Навона стала гордостью римского барокко.

 Сейчас площадь окружают различные постройки — дворцы, церкви, скромные дома. В центре площади и ближе к ее концам стоят три фонтана.

 Первый фонтан, который мы ступая на площадь видим — фонтан Нептуна. Он был поставлен еще в кнце XVI в., однако Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX в.

 

В центре Пьяцца Навона стоит фонтан Четырех Рек — шедевр Бернини, созданный в 1640-1650-х гг. Вокруг скалистого грота размещены аллегорические фигуры Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующие соответственно Европу, Азию, Африку и Америку (эти фигуры выполнены по эскизам Бернини его учениками). Они представлены как бы в движении, да и вся эта часть композиции — движущаяся, неустойчивая. И на нее Бернини смело поставил античный римский обелиск, выполненный по образцу египетского, воплощающий равновесие. Его высота 16,53 метра.

 Третий фонтан — фонтан Мавра — стоял на площади с конца XVI в., фигура Мавра выполнена по эскизам Бернини одним из его учеников, а остальные фигуры относятся к XIX столетию.

Напротив фонтана Четырех Рек стоит церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне. Ее начали строить в 1652 г. Джироламо и Карло Райнальди, но через год работу возглавил Борромини, и именно им создана центральная часть с мощным куполом и замечательный фасад с двумя колокольнями по сторонам. Внутри церкви — пышное барочное убранство. Согласно легенде, церковь поставлена на месте мученичества св. Агнессы.

 Великомученица Агнесса - одна из самых популярных итальянских святых. По легенде, на том самом месте, где сейчас находится Пьяцца Навона, - на древнем императорском стадионе юную Агнессу должны были предать казни за ее активное следование христианским заповедям. Сдернули с девушки одежду и выставили перед жадной до зрелищ толпы, но в тот же миг волосы на голове Агнессы стали расти с немыслимой скоростью и, как накидка, укутали тело. Правда, язычники не особо впечатлились сим фактом и все-таки убили христианку. Теперь голова Агнессы хранится в посвященном ей храме Сант-Аньезе.

 Рядом с церковью — палаццо Памфили, построенное в XVII в. Джироламо Райнальди. Сегодня в нем находится посольство Бразилии.

На площади Навона почти круглые сутки не прекращается жизнь. Днем здесь сидят за своими мольбертами многочисленные художники, готовые сделать ваш портрет или продать вам свою картину, на которой запечатлен Рим, импровизируют музыканты, резвятся дети, знакомятся с достопримечательностями туристы. Поздно вечером и ночью на площади веселится молодежь.

 Масса впечатлений, с непривычки гудят ноги, но гид ведет нас дальше - к Пантеону, римскому храму всех богов. Несмотря на то, что остатки древних сооружений окружают нас в Риме постоянно, Пантеон – несомненно, выделяющееся на их фоне здание.

 Здесь проводились службы во имя римских богов, которые сопровождались жертвоприношениями. Пантеон сооружен около 125 н. э. на месте одноименного храма, построенного Агриппой. Он представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим кессонированным куполом, через который освещается интерьер.

 Вечер, и Пантеон закрыт. Мы слушаем экскурсовода, который вдохновенно рассказывет, что в храме отсутствуют окна, что и это придает ему таинственность. Что он освещен естественным светом, который проникает внутрь через широкое незастекленное отверстие в куполе – «окулюс», символизирующее небесное всевидящее око.

 Он говорит, что в древности луч солнца в течение дня поочередно освещал установленные в определенном порядке внутри в нишах статуи Венеры, Юпитера, Марса и других богов. И я живо представляю это.

Существуют и другие, более таинственные легенды о происхождении этого окна – якобы, изначально отверстие в крыше совсем не планировалось, но при проведении первого богослужения злые духи, находившиеся в нем, заметались и пробили себе этот путь наружу. Как бы то ни было, благодаря окну в крыше в Пантеоне можно наблюдать удивительные световые эффекты. А если вдруг в Риме идет снег (иногда и такое бывает), то кружащийся снег внутри здания – невероятное зрелище.

Купол Пантеона еще интересен тем, что если представить план здания в разрезе, то купол – это точный полукруг, опирающийся непосредственно на стены. Внутренний диаметр купола 43,5м, высота здания 42,7м, высота стены – ровно в два раза меньше. Диаметр отверстия в крыше 9 м.

 Я прикасаюсь к стенам Пантеона и чувствую их массивность. Мысленно прохожу по зданию – представляю, как два тысячелетия назад здесь служили мессы, остановливаюсь у могилы Рафаэля, захороненного здесь в 1520 году. После здесь были захоронены члены королевской династии. А в 20 веке были удостоены этой чести короли Умберто I и Виктор Эммануил II.

 С группой мы обходим Пантеон сзади – не строгий фасад, а именно мощные стены с вековыми шрамами помогают нам почувствовать, что зданию более двух тысячелетий.

 А в завершение прогулки нам предлагают зайти в одно из кафе на площади Piazza della Rotonda, расположенной перед Пантеоном. В центре площади – небольшой египетский обелиск Рамзеса (один из 13-ти, имеющихся в Риме), около него можно посидеть на ступеньках и отдохнуть.

 Но мы, обходя толпы туристов, заходим в La Tazza d’Oro (via degli Orfani, 84) – говорят, тут самый лучший в Риме эспрессо. Аромат – сумашедший, и мы, придавленные навалившимися эмоциями, с удовольствием разделяем общее восторженное мнение. Похоже – не обманули, кофе действительно вкусный, а пачку фирменного кофе можно купить с собой.

 Гид советует не задерживаться допоздна - поздно вечером здесь небезопасно, потому что тут обычно скапливается огромное количество туристов, которое неизбежно привлекает мошенников и карманников.

 Мы садимся в машину, которая везет нас по ночному Риму к месту ночлега. Ночная тьма сгустилась, и лишь полная луна освещает силуэты куполов и колонн… Как в лучших готических сказках… Кажется вот-вот услышишь вой легендарной Капитолийской волчицы (символа Рима), которая вскормила своим молоком двух братьев – основателей Рима – Рома и Рэмула.

 Память услужливо напоминает эту знакомую со школы историю.

А легенда гласит, что один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут с престола своим коварным братом Амулием. Царского сына Амулий лишил жизни, а царскую дочь Рею Сильвию посвятил в весталки. Когда у Реи Сильвии родились близнецы Ромул и Рем, отцом которых был бог войны Марс, Амулий приказал ее казнить, а детей утопить в Тибре. Но речная волна выбросила корзину с детьми на берег.

Прибежавшая на крик голодных детей волчица подобрала и вскормила их. Затем дети попали в семью царского пастуха и были им воспитаны. Став взрослыми и узнав тайну своего рождения, они отомстили Амулию и вернули царство деду. Сами же решили основать свой город и отправились в Лаций, на Палатинский холм. Но при закладке городских стен между ними вспыхнула ссора. Причина была пустяковая - Ромул воздвиг стену, а брат ее шутя перепрыгнул . И за эту шутку Ромул убил Рема.

 Ромул дал городу свое имя (Roma — Рим) и стал первым римским царем. Традиция относит основание Рима к VIII веку до н. э. ( 754–753 гг. до р.х . Эта дата была определена в древности римскими учеными, с нее велось римское летоисчисление. )

 Вот какую легенду мог рассказать каждый римский школьник о волчице и о двух маленьких мальчиках…

 А знаменитая «Капитолийская волчица», бронзовая скульптура VI века до н.э. этрусской работы, хранится в музее на Капитолии.

 Очнувшись от твоих мыслей, я слышу, как гид рассказывает программу на завтра – тут и посещение Колизея, Палатина и Римских Форумов, осмотр Капитолийского Холма,  посещение площади Венеция, где находится не только Алтарь отечества, но и  дом, в котором некогда жил Микелеанжело Буонаротти, а также инсула - типичный многоэтажный дом древних Римлян, Испанская лестница, фонтан баркачча.

 Усталые, но довольные,  добираемся до гостиницы, Веселый портье радушно выдает ключ от номера, и мы ранее такие шумные, но теперь насышенные очарованием Рима, расходимся по номерам гостиницы. Завтра, все остальное будет завтра…

 Дневные впечатления проносятся перед глазами…резко – Рим, мягко – Рома. … Город-музей, город фонтанов, вечный город, город, куда ведут все дороги, - какими только эпитетами ни награждают столицу Италии - великий Рим. А он живет себе, нисколько не кичась своим долгожительством и великолепием, солнечный, жизнерадостный, шумный и говорливый, абсолютно не постаревший духом за столько-то веков, и наслаждается бесконечными толпами желающих прикоснуться к его древним развалинам. Вечный ребенок - Рим.

 Каждая улица Вечного города, каждый булыжник, каждая колонна пропитаны духом тысячелетий. Старина повсюду, но не затхлая и обветшалая, а какая-то веселая и небрежная. Мол, ну да, мы тут живем и ходим по тем же местам, где ступали сандалии могущественных императоров, и что с того?

 Да и относятся итальянцы к своим историческим сокровищам не очень-то бережно. Но при всем при этом как-то умудряется сохраняться все то, что осталось от Древнего Рима, и во вполне пристойном для тысячелетнего возраста виде. Зияет знаменитыми дырами Колизей, впускает желающих Пантеон, стоит себе лестница на Пьяцца ди Спанья и растут сады Пинчо на Вилле Боргезе. Старое и новое, пусть не очень мирно, но уживаются друг с другом.

…Моя комната оглашается грохотом колесниц, звоном труб, конским ржанием и шумом войск. Стекла дрожат, в ушах у меня звенит, сердце колотится, я сейчас крикну: Morituri te salutant! Идущие на смерть приветствуют тебя! И краешком сознания я понимаю, что уже почти сплю.

 Мощь и величие!

 Ночной Рим, позвякивая гладиаторскими мечами, мирно заглядывает нам в окна…



Автор статьи:  Михеева Елена

Фонтан Тритона
Пьяцца Барберини – это старинная площадь, от нее расходятся несколько улиц, таких как Виа Систина, Виа Барберини и Виа Витторо-Венето. Площадь находится к северу от Джардини ди Киринале. Это площадь обычно завершает туристический маршрут по «тре
Тосканский архипелаг
По легенде Тосканский архипелаг появился из жемчужин, купавшейся в водах Тирренского моря богини Венеры. Эльба самый крупный остров этого архипелага. Остров прославился благодаря одной известной личности. В 1884 на остров был изгнан император Франции Н
Пьяцца Барберини
Пьяцца Барберини – это площадь, от которой отходит несколько старых римских улиц, включая Виа Барберини, Виа Систина и Виа Витторо-Венето. Площадь расположена к северу от Джардини ди Киринале. Этой площадью обычно заканчивают посещение «треугольника
Кулинарные фестивали Италии
Попав в маленький городок Италии, вы вполне можете затеряться среди танцующих местных жителей или оказаться на площади, где играют музыканты. Кто бы мог предположить, что вечерняя жизнь итальянских городков может быть такой увле